РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.И.ГЕРЦЕНА

Интернет-форум в рамках Всероссийской научной педагогической олимпиады аспирантов на тему: "Современные педагогические исследования: взгляд в историю 

Метлякова Любовь Анатольевна,

Пермский государственный педагогический университет

 Становление теоретических взглядов на феномен воспитательного потенциала семьи в отечественной педагогике

Изучению феномена воспитательного потенциала семьи и проблеме его развития в последние десятилетия уделяется особое внимание. Анализ исследования проблем семейного воспитания, развития воспитательного потенциала семьи в историческом аспекте  обстоятельно представлен в работах – Л.Ц.Ваховского, А.Ю.Гранкина, В.И.Додонова, А.Т.Кокоевой, Е.Н.Пивненко, К.А.Писарева, Ф.А.Фрадкина, Е.А.Чередовой, А.А.Чуприной  З.С.Шитиковой и др. На наш взгляд, условно можно выделить четыре этапа  теоретического осмысления феномена воспитательного потенциала семьи в историческом аспекте: I этап - конец XIX в. - 1917 г. XX в.; II этап - 1917-1950-е г.г. XX в.; III этап - 1950-1993 г.г. XX в.; IV этап - 1993- начало XI в. Кратко остановимся на характеристике каждого выделенного этапа.

Первый этап -  конец XIX в. - до 1917 г. XX века. Значительное влияние на изучение воспитательных возможностей семьи в этот период оказали идеи представителей русской философской и социологической мысли - Н.А.Бердяева,  А.И.Введенского, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, В.С.Соловьёва, М.М.Троицкого, В.Фридровского, Н.Г.Чернышевского и др. Философы подчеркивали духовно здоровую семью как первооснову социального опыта, построенную на основе любви, веры, целомудрия, самопожертвования; православных традиций. В философских концепциях отражалась идея построения воспитания в школе по образцу семьи.  Труды философов во многом явились исходным материалом и методологической базой исследований семьи и семейных отношений для представителей самых различных научных направлений, в том числе и педагогики. Именно в этот период выдающимися  отечественными педагогами (К.Н.Вентцель, М.И.Демков, Л.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Д.Д.Семенов, Л.Н.Толстой,  К.Д.Ушинский и др.) разрабатываются научные основы семейной педагогики, создается теоретическая база руководства семейным воспитанием, характеризующаяся гуманно-демократической направленностью.

Второй этап становления теоретических взглядов на  феномен воспитательного потенциала семьи в отечественной науке – 1917-1950-е годы XX столетия. Значительный вклад в его изучение внесли ученые - Е.А.Аркин, И.А.Арямов, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд, Н.К.Крупская,  А.С.Макаренко  и др. Важное значение в этот период придается приоритету общественного воспитания над семейным. На первых порах социалистическое воспитание отвергло многое, что было накоплено дореволюционной педагогикой, в области воспитания детей в семье. Но уже к середине 20-х годов снова возобновился разговор о развитии семейной педагогики. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи – Е.А.Аркин, Н.К.Крупская, Л.И.Красногорская, Е.И.Радина, Е.А.Флерина и др. Именно к 30-м годам XX века появляются первые публикации исследований, посвященных развитию воспитательных возможностей семьи в духе советского времени (Е.А.Аркин, А.Б.Залкинд, Н.К.Крупская и др.). С 30-х - вплоть до конца 50-х годов XX века наблюдалось отрицательное официальное отношение к воспитательным возможностям семьи, их игнорирование. Кроме того, наблюдался спад исследовательского интереса к вопросам семейного воспитания. Изучение семьи и ее воспитательного потенциала было почти приостановлено.

Третий этап изучения феномена воспитательного потенциала семьи –  1950-1993 годы XX столетия. В этот период признается единство общественного и семейного воспитания при приоритете общественного. В отечественной педагогике начинается экспериментальное изучение семьи, рассматриваются вопросы, связанные с функциями семьи, аспекты взаимодействия школы с семьей, пути повышения педагогической культуры родителей как одного из компонентов воспитательного потенциала семьи. Воспитательная функция советской семьи в данный период рассматривается значительно полнее, чем в предыдущие годы. Особое внимание теоретики семейной педагогики уделяли вопросам  свободного времени родителей, их самообразованию, общественной деятельности, воспитания детей (Ш.А.Амонашвили Б.Т.Лихачев З.И.Равкин, М.М.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский и др.). С 50-х г.г. эти вопросы широко начинают освещаться  в журнале «Семья и школа». В 60-70 годы XX века изучению воспитательных возможностей семьи большой вклад внесли ученые – А.Н.Волковский, И.А.Каиров, К.Н.Корнилов, И.А.Печерникова, М.Н.Скаткин и др. В 70 годы  исследователями разработана система педагогического просвещения родителей, даны практические рекомендации по работе с семьей (Д.Д.Бакиева, С.М.Гарбей, Д.О.Дзинтере, Л.В.Загик, В.М.Иванова, Л.Ф.Островская, Н.А.Стародубова и др.). Однако разработанные в 70-80 г.г. XX в. программы педагогического просвещения родителей (И.В.Гребенников, А.М.Низова, И.Ф.Свадовский, Н.Г.Морозова, И.Г.Майорова, Т.М.Куриленко и др.),  носили универсальный характер, их сочетание было крайне идеалогизировано и не отвечало потребностям родителей в развитии их воспитательного потенциала. Именно на 70-80-е годы XX века приходится огромное количество исследований в области изучения воспитательного потенциала семьи как феномена и научного понятия, изучаются отдельные стороны и компоненты воспитательного потенциала семьи.  Огромную роль в этом сыграли исследования – И.В.Бестужев-Лады, К.Л.Биктамирова, Э.К.Васильевой, И.В.Василюк, И.В.Гребенникова, Т.П.Деусовой, С.Э.Карклиной, Т.А.Марковой, Г.М.Миньковского, Н.И.Монахова, Г.В.Мухаметзяновой,  И.Невского, А.М.Низовой, С.А.Расчетина, М.И.Сангилова, А.С.Спиваковской, А.Я.Студенте, А.Г.Харчева и др. Одними из первых определение «воспитательного потенциала семьи» и его содержательную характеристику в этот период дают И.В.Гребенников, А.Г.Харчев, В.Г.Алексеева, А.М.Низова, М.Сангилов, Я.Арцимович, Н.Е.Кожанова. Однако, на наш взгляд, как феномен и научное понятие «воспитательный потенциал семьи» представлен в данных исследованиях недостаточно полно. В целом, по мнению  ученых данного периода (50-93-е годы XX в.), воспитательный потенциал семьи определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей своей воспитательной функции, характером возможной системы воспитательных отношений. Заслуживает внимания попытка авторов теоретически обосновать компонентный состав воспитательного потенциала семьи, дать научный анализ факторов и условий, влияющих на успешную реализацию данного феномена. Однако исследователи представляют разнообразную иерархию отдельных качественных характеристик и составляющих воспитательного потенциала семьи, но не делают попыток синтезировать  их в единую структуру. А пути совершенствования воспитательного потенциала семьи в данных работах основаны на формирующих подходах к взаимодействию с семьей.

Четвертый этап, условно выделенный нами для исследования феномена воспитательного потенциала семьи – 1993 г.- начало XXI века. Важной государственной и общественной задачей становится повышение воспитательного потенциала семьи в целом. В конце XX столетия исследователи глубоко изучают проблему воспитательного потенциала семьи (А.И.Антонова, Е.П.Арнаутовой,  В.А., Боговаровой В.А., Болотова, А.Т.Бардиан, Н.Н.Букиной, И.В.Власюк, Т.А.Гурко, О.Л.Зверевой, В.М.Ивановой, И.Климентович, Л.Н.Константиновой, Т.А.Куликовой, М.Медкова, Л.А.Никитиной, Р.В.Овчаровой, Р.К.Сережниковой, И.А.Хоменко и др.). В отличие от советского периода, взгляды теоретиков на развитие воспитательного потенциала семьи значительно изменились. Исследования 90-х годов раскрывают новый подход к содержанию работы с родителями, основанный на субъект-субъектном взаимодействии, установлении партнерских взаимоотношений образовательных учреждений с семьей (Н.Н.Букина, Е.В.Бондаревская, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, М.М.Прокопьева, И.А.Хоменко и др.). В последнее десятилетие начинается новый виток в изучении феномена воспитательного потенциала семьи,  в аспекте его развития (М.Ф.Дементьева, Н.В. Додокина, В.М.Иванова, М.И.Кирикова, Н.Е.Кожанова, А.Т.Кокоева, О.В. Кучмаева, Е.Н.Пивненко, М.М.Прокопьева, Г.А.Сабитова,  И.В.Толстоухова,  А.А. Чуприна и др. Исследователи раскрывают пути совершенствования воспитательного потенциала семьи, основанные на развивающем подходе к взаимодействию с семьей, сущность которого заключается в необходимости создания новых условий для актуализации воспитательного потенциала семьи, что позволит семье самостоятельно и эффективно разрешать существующие в семейном воспитании проблемы.

Итак, исторический экскурс проблемы исследования показал, что педагогическая общественность, деятели науки, государство в целом обращались к воспитательному потенциалу семьи, по-разному определяя цель и содержание семейного воспитания, условия, влияющие на эффективную реализацию родителями своих воспитательных возможностей.

 

Литература.

 

1.              Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991) / А.Ю.Гранкин. – Москва-Пятигорск, 2002.

2.              Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.для студ.сред.пед.учеб.заведений.- 2-е изд. / Т.А.Куликова.  – М., 2000.

3.              Сабитова Г.В. Развитие социально-педагогической поддержки семей с детьми в современных условиях / Г.В.Сабитова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2008.

 

Вы можете обсудить эту статью с ее автором и участниками Форума, перейдя по ссылке:

http://olimpiada2011.forumssity.ru/viewtopic.php?id=4

Перейдя по данной ссылке, Вы перейдете на ФОРУМ, где сможете обсудить материалы и задать свои вопросы

http://olimpiada2011.forumssity.ru/

PS Не забудьте зарегистрироваться, указав НАСТОЯЩУЮ ФАМИЛИЮ И ИМЯ!

© 2011 beliaeva yulia

Конструктор сайтов - uCoz